Психологическая готовность к школе. Что это?
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, коренным образом изменяются условия жизни. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью для ребенка была игровая деятельность, с поступлением в школу на смену ей приходит учебная. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Таким образом, психологическая готовность — сложное образование, для понимания которого необходимо более подробно рассмотреть составляющие.
К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению относится:
Физическая готовность. На адаптацию к школе могут повлиять не только физические особенности, но и тип высшей нервной деятельности. В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они достаточно быстро переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстановляются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не могут долго и интенсивно работать.
Интеллектуальная готовность. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.
Эмоционально-волевая готовность. Эмоциональная сфера личности дошкольника характеризуется: интенсивностью проявления эмоций, непосредственности в проявлении эмоций, быстрой переключаемостью, сменой настроений, поверхностью эмоций. Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность. Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.
Личностная (в том числе мотивационная) готовность. О наличии внутренней позиции школьника следует говорить в том случае, если:
·ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному событию в жизни;
·стремится к получению новых знаний и признает необходимость обучения;
·положительно относится к существующим в школе правилам и нормам поведения;
·признает авторитет учителя.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Готовность детей к школе в сфере общения включает: развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми; умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов. Многие 6-7 летние дети испытывают психологические трудности, особенно когда они должны вступать в межличностные отношения, совместно решать учебные задачи. Повышенную тревожность вызывают ситуации публичных выступлений, ответов у доски, командные игры – ситуации, в которых ребенку нужно проявить себя, представить себя окружающим.
Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе.
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных упражнений и проб.
Упражнение №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым. Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Упражнение №2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра "Черный, белый не берите, да и нет не говорите. В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и поэтому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Упражнение №3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
Упражнение №4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки, я надеюсь, что эта информация поможет вам и вашему ребенку легче пережить столь значимый, но все-таки переломный момент в их жизни. Я желаю вам удачи и терпения в воспитании будущего поколения нашей страны!
Педагог-психолог МАДОУ № 26 Смакотина Е.Ю. |