Так случилось, уважаемые родители, что нам пришлось вынужденно «остаться дома». А в стенах детского сада осталась привычная дошкольная жизнь наших ребят - группы с любимыми игрушками и воспитателями, занятия по физической культуре и музыке, хореография, плавание… А еще - Песочный МультТеатр «Добрый мультик».
Давайте попробуем на время карантина перенести МультТеатр домой и превратить бесцельный просмотр мультиков в полезное для развития и воспитания детей действо. Именно этим мы и занимаемся в детском саду на занятиях «Доброго мультика», где мультфильм – не только развлечение, но, в первую очередь, - средство развития и воспитания малышей. На занятиях МультТеатра, просматривая мультик, мы учимся быть умными, замечательными зрителями (быть внимательными, все замечать) и развиваемся интеллектуально; учимся быть выразительными актерами и развиваемся физически, эмоционально; учимся быть художниками и развиваемся эстетически.
Родители могут возразить мне, что дети и так много времени проводят у экрана. И это верно, ведь неразумное его использование может даже навредить здоровью*, как это произошло с героем мульт-истории «Хуторок» в эпизоде «Ящик» - Котом. Перед просмотром ребята старшей группы получили проблемный вопрос - Можно ли заболеть, долгое время находясь у экрана? А что за ящик нашел Кот, вы уже догадались, конечно, - телевизор.
Итак, умные и внимательные зрители осознанно смотрят историю и отвечают на вопрос. А актеры, после просмотра и обсуждения, изображают, каким был Кот до находки ящика, и каким он стал, чрезмерно увлекшись им. Здесь на помощь приходят элементы психогимнастики, где используется двигательная экспрессия: выражение эмоций, движения, мимика, пантомимика, жесты. Как художники, мы учимся изображать эмоции, в данном случае испуг, страх, который теперь преследуют Кота от чрезмерного «сидения у телевизора».
Так мы с детьми на примере героя мультфильма узнали, что для сохранения своего здоровья, а для взрослых нужно уточнить – не только физического, но и психического, наряду с просмотром мультиков, нужно гулять, читать, заниматься спортом… Еще мы продолжили закреплять навыки выражать свои эмоции и изображать их в рисунке с помощью песка. Попробуйте теперь с детьми посмотреть мультфильм по-новому, с учетом его возможностей в интеллектуальном, физическом, психическом, эстетическом развитии наших детей. Вместо песочного рисования вы с детьми можете использовать любые художественные материалы и техники – краски, карандаши, фломастеры, аппликацию, пластилин и др. А дети пусть расскажут вам, какие признаки страха появились у Кота.
Посмотрите, что у нас из этого получилось со старшей группой «Дружные ребята».
*Научная информация для взрослых.
В начале 2000 гг. в науке появился термин «Цифровое слабоумие». Это нарушения мозговой деятельности влекущее за собой снижение внимания, концентрации, ухудшение памяти в связи с частым или постоянным использованием электронных устройств. Цифровое слабоумие еще называют цифровой деменцией. Несмотря на то, что деменция актуальна для людей пожилого возраста, дети, увлеченные гаджетами, демонстрируют схожие симптомы: отвлеченность от реальности; рассеянность; забывчивость; агрессия, страх.
(Источник: Нестерова И.А. Цифровое слабоумие // Энциклопедия Нестеровых – http://odiplom.ru/lab/cifrovoe-slaboumie.html)
По материалам методических рекомендаций «Смотрим, играем, рисуем: мультфильм как средство развития детей дошкольного возраста», сост. И.А. Брежнева, Н. К. Сенина, Кемерово, изд-во. КРИПКиПРО, 2017.
?? Что смотреть с пользой для дела, и как это сделать с детьми младшего, среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста мы обсудим в следующий раз.
Брежнева И. А., педагог ДО,
руководитель МультТеатра «Добрый мультик»,
преподаватель кафедры ГиХ-ЭД КРИПКиПРО
|