Новогоднее путешествие по сказке «Двенадцать месяцев» на «Солнечной полянке»
Новый 2020 год в нашем детском саду мы встречаем вместе с замечательной сказкой Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев». Сказка была написана автором в Москве во время Великой Отечественной войны в 1942-1943 годах для театра МХАТ, а ведет свои истоки она из старинной народной легенды. По воспоминаниям Самуила Маршака, источником для сюжета послужила слышанная им задолго до написания сказки чешская легенда о двенадцати месяцах.
Весь предновогодний месяц декабрь мы путешествуем с ребятами по сказке «Двенадцать месяцев». Мотивы, темы, образы и герои сказки проходят через разные направления работы с детьми. С самим мультфильмом «Двенадцать месяцев» реж. И. Иванов-Вано дети познакомились на занятиях песочного МультТеатра «Добрый мультик» (рук. И. А. Брежнева) и смогли порисовать сказку на песке.
Прогулки по территории детского сада превратились в обзорные экскурсии, где окна детского сада, как картины в музее, рассказали о героях и событиях сказки.
Сказочную атмосферу в интерьере детского сада создала выставка-конкурс «ЁлкаКруглыйГод».12 месяцев – 12 групп – 12 ёлок по мотивам месяцев и времен года. Аллея новогодних ёлочек помогла совершить путешествие по месяцам и временам года и увидеть их отличительные особенности. Каждая ёлочка была сделана в содружестве родители-дети-педагоги и каждая оказалась неповторимо красивой, со своим характером.
Открываем календарь – начинается…
Январь. Ёлочка группы «Заиньки» вся запорошена пушистым снегом и украшена серебряными шарами.
Февраль завьюжил ёлку группы «Колокольчики» серебряным дождем.
Март зазвенел бубенчиками-сосульками. Все «акварельные» игрушки и сосульки родители группы «Землянички» нарисовали для ёлочки своими руками.
Апрель расцвел подснежниками, сделанными руками ребят и родителей группы «Академики». Нашлось место на апрельской ёлочке и вербе с кормушкой для птиц.
Май взлетел самодельными бабочками и цветами (гр. «Фантазеры»).
Июнь зажужжал над цветами рукотворными пчелками (гр. «Дружные ребята»).
Июль принес ягоды и жаркое солнышко (гр. «Дочки-сыночки»).
Август похвалился первыми плодами - овощами да фруктами (гр. «Лапочки»).
Сентябрь украсился первыми осенними разноцветными листьями, да грибами-боровиками (гр. «Боровички»).
Октябрь заалел кленовыми листьями (гр. «Соловушки»).
Ноябрь – прилетели первые снегири из леса и устроились на рябинках (гр. «Умнички»).
Декабрь нарядился в бусы к Новогоднему празднику (гр. «Знайки»)
Во дворе детского сада ребят ожидают на прогулке снежные фигуры конкурса «Снеговик-Годовик» - по снеговику от каждой группы
Новогоднюю тему дети рассматривали и на занятиях фольклорно-театральной студии «Туесок» (рук. А.В. Тихонова). Ребята познакомились с народным праздником Коляда (Зимнее Солнцестояний), разучивали песенки-колядки, весенние заклички, народные игры (Горелки):
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи - тебе гореть!
Так новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» помогла нам:
- создать в детском саду атмосферу праздника, приближения Нового года;
- познакомить детей с временами года, с характерными особенностями месяцев;
- составить разговор об экологии, об отношениях человека и природы, о незыблемых законах природы;
- развивать речь детей через разучивание стихов и закличек из сказки, знакомство с устаревшими словами («…соки вешние варить»);
- знакомить детей с различными характерами людей;
- знакомить детей с нравственными понятиями: уважение к старшим, забота, скромность, щедрость и др.;
- привлекать родителей к участию в жизни и деятельности детского сада;
- воспитывать у детей уважение к книге, художественной литературе, чтению.
Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идет.
Солнце за руки ведет
Новый день и Новый год!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(С. Маршак «Двенадцать месяцев»)
С Новым Годом!
Брежнева И.А., педагог ДО |